Время работы
пн - чт: 09.00 - 17.00,
        пт: 09.00 - 16.00,
    обед: 12.00 - 13.00
+7 (342) 257-16-80, 257-16-81

E-mail: vetlan-m@mail.ru

Комплексные поставки грузоподъемного оборудования

Полный комплекс услуг

  • Поставка кранового и электротехнического оборудования
  • Монтаж
  • Обслуживание
Логотип 1 Логотип 2 Логотип 3 Логотип 4
Есть вопросы?
+7 (342) 290-75-23

vetlan-m@mail.ru

Главная » О компании » Легенда о Полюде и Ветлане

Легенда о Полюде и Ветлане

Камень Ветлан  - вид с ВишерыКакой бы суровой ни была природа к людям, они неизбежно пытаются обжить ее, «очеловечить» или сделать частью культуры. Можно даже по-другому повернуть этот вопрос: одним из способов выжить в тех или иных природных условиях, способом закрепиться на территории, является включение, «вживление» тех или иных элементов природы, ландшафта, местности в систему мифов, ритуалов и человеческих представлений о мире. По богатству мифов и легенд, связанных с какой-либо местностью, можно судить о таланте и фантазии народа, населявшего ее. Уральские горы, с этой точки зрения, один из самых благодатных источников для этнологов, фольклористов, историков и краеведов.

Среди всей толщи исторических событий, перемешанных с мифами, легендами и сказками на Северном Урале особо выделяется сказание о Полюде, Ветлане и Вишере. Для непосвященных отметим, что Полюд – это гора (529 м), которую иногда называют Полюдов Камень или Полюд-парма. Он является южной оконечностью Полюдова Кряжа, который начинается на правом берегу Вишеры у деревни Бахари (кстати, знаменитый Помяненный Камень, также является частью этого кряжа). Стоит на левом берегу Вишеры, как раз напротив Ветлана. Вишера – это одна из основных рек Северного Урала. Ветлан – камень-останец на левом берегу Вишеры, отличающийся необычайной красотой и живописностью.

Полюд и Ветлан - камни и горы на ВишереСама легенда такова (приведена по книге С.А.Торопова «По голубым дорогам Прикамья»): «Много лет назад, жили два друга-богатыря. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как лиственница был Полюд. Обладал он силой великой, мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.

Беда пришла нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна девица. Стройная, словно березонька, очи черные горят, как звездочки, голос – что ручей журчит.

- Откуда ты, как зовут тебя, красавица?

- Вишера я, дочь уральских лесов и гор.

- Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя не дадим в обиду, одевать будем в меха-соболя.

Понравились ей друзья-соколы. Согласилась у них погостить Вишера, да и полюбилась им обоим. Вот Полюд и говорит:

- Будь моей женой-хозяюшкой…

И Ветлан говорит то же. Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не смогла решить. И схватились добры молодцы в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не вняли ее мольбе добры молодцы. А разбежались они в разные стороны и через голову красы-девицы стали метать камни пудовые. Шесть дней и ночей длился страшный бой. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день из сил выбились бойцы, кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные головы, престали биться сердца горячие. Превратились молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть живая стоит. Упала она меж двух гор-камней, и свет ей стал не мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса Вишера. А вода в ней так и осталась слезой чистой. И стоят богатыри Полюд и Ветлан, как стражи, охраняя покой всего края». Кстати, именно эту легенду взял за основу и известный пермский писатель Алексей Иванов в своей книге «Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор». Только подал он ее более реалистично и с некоторыми непринципиальными изменениями.

Особенно привлекателен Ветлан, благодаря своей доступности. Камень стоит всего лишь в восьми километрах от Красновишерска, поэтому посещение Ветлана не займет больше одного дня. До самого камня доезжают на автомобилях (в хорошую погоду), а на вершину ведет деревянная лестница.